В докладе игумен Иона озвучил ряд малоизвестных широкому кругу фактов, например:
- оказывается, российской аддиктологии уже 30 лет – ее основателем можно считать психиатра, доктора медицинских наук Цезаря Короленко.
- в 2016 году аддиктологическая медицина в США была окончательно признана на государственном уровне. А научное направление аддиктология активно развивается в университетской среде.
- в настоящее время происходит размежевание аддиктологии на классическую и «новую». Что такое «новая аддиктология» и в чем ее опасность, читайте в докладе игумена Ионы, который мы публикуем целиком:
- Ваше Святейшество, Ваши высокопреосвященства, всечестные отцы, дорогие братья и сестры!
Для меня большая честь представить вам сегодня деятельность московского Свято-Данилова монастыря в области помощи химически зависимым и их родственникам.
Наш монастырь, как известно, ежедневно принимает сотни прихожан, мы находимся в гуще городской жизни, и это обстоятельство еще в середине 1990-х гг. сподвигло общину на организацию разнообразных служений для мирян - детского, подросткового служения, служения малоимущим и так далее. Среди этих направлений особое место всегда отводилось помощи алкоголикам и их родственникам. Все понимали, насколько это важная часть нашей миссии.
Монастырь всегда радушно принимал группы взаимопомощи по 12 Шагам и окормлял их участников. Более 20 лет при монастыре существует профилактическая программа “Метанойя”, проходят семинары, выпускается специализированная литература. Более 10 лет в помещении одного из московских наркодиспансеров существует уникальный приписной храм монастыря, в котором для алкоголиков, наркоманов и их родственников совершается миссионерская литургия.
В одном из интервью наш наместник епископ Алексий (Поликарпов) на вопрос о том, зачем при монастыре существуют группы взаимопомощи, ответил очень лаконично: “Благодаря этим группам люди перестают пить, а потом они воцерковляются и становятся христианами”.
Глубокое и уважительное многолетнее сотрудничество с движением взаимопомощи по 12 Шагам позволило нам разрушить множество вредных мифов об этом явлении, которые бытовали в том числе и в церковной среде.
И сегодня группы “Анонимных Алкоголиков, Наркоманов, Игроманов”, группы для родственников собираются в огромном числе храмов в России, являясь частью общецерковного трезвеннического движения.
Многие участники групп успешно воцерковляются, поскольку все содержание программы 12 Шагов по сути своей основано на христианстве.
Наша деятельность в Даниловом монастыре ведется уже более 30 лет, и за эти годы нами был накоплен не только практический опыт, но и теоретические знания. И вот три года тому назад при монастыре был открыт Центр христианской аддиктологии, который совмещает в себе теорию и практику служения.
В нашей стране не все знают, что такое аддиктология, хотя российской аддиктологии более 30 лет. Ее основоположником у нас считается доктор медицинских наук, психиатр, психтерапевт Цезарь Петрович Короленко. Хоть и в весьма ограниченном масштабе, но существуют научные монографии, учебные пособия, курсы и институтские кафедры, занимающиеся аддиктологией. Надо сказать, что и духовные учебные заведения не отстают. В разных богословских школах читаются курсы о зависимости. Уже более 5 лет курс “Основы христианской аддиктологии” читается в Сретенской Духовной Академии. Я уверен, что в скором времени такие курсы станут привычными для всех духовных школ России.
Аддиктология - относительно молодая наука о зависимости и ее преодолении. Она возникла в 1980-е гг. в Америке на фоне успеха многих реабилитационных программ и подходов, с одной стороны, и в ситуации роста потребления наркотиков, с другой. В 2016 году аддиктологическая медицина в США была окончательно признана на государственном уровне. А научное направление аддиктология активно развивается в университетской среде.
Сегодня аддиктология занимается не только алкоголизмом и наркоманией, но также и новыми видами зависимостей - игроманией, сексоголизмом, пищевыми расстройствами, зависимостью от гаджетов и так далее. Одним словом, в поле ее интересов - все виды аддикций, как химических, так и поведенческих, и общность их природы. И хотя наша с вами секция посвящена алкоголизму, наверное, никто из присутствующих не станет спорить с тем, что зависимость многолика и изменчива, и что новые формы зависимого поведения и мышления не менее вредны и опасны и на наших глазах принимают характер пандемии.
Для нас, церковных людей, всегда было очевидно то, к чему наука только подошла вплотную в последние десятилетия. Все зависимости имеют один и тот же корень, оно и то же основание. На языке аскетики это можно назвать бунтом и отпадением от Бога, идолатрией, поклонением творению вместо Творца. На языке науки о мозге речь идет о сходных, однотипных биохимических процессах, которые, скажем так, незаконным образом удовлетворяют естественную потребность человека в наслаждении. Мы находимся в диалоге с наукой и обществом. Мы стремимся изучать все лучшие и важнейшие достижения в этой области. Не игнорируем мы и то, что является антицерковным, об этом будет сказано ниже.
На основании такого диалога и возник наш проект - христианская аддиктология. В нем принципы христианской антропологии мы соединяем с лучшими достижениями науки и общества. Но не только науке есть что сказать нам, христианам. Возможно, на нас лежит еще бОльшая ответственность - свидетельствовать миру о духовных основаниях зависимости, о том, как многообразно грех входит в человека и как Божья сила способна исцелить и воскресить от любой зависимости.
Наука сегодня говорит, что зависимость - это болезнь, нарушение работы мозга. Мы соглашаемся с этим, но вместе с тем, обращаемся к евангельскому учению об освящении нашей жизни силой воскресшего Христа. Зависимость - это и биологическая, и духовная болезнь. И нет на свете силы более могущественной, чем Сила Божия, которая в немощи совершается, по слову апостола (2 Кор. 12:9). Мы уверены, что диалог науки, церкви и общества в деле помощи зависимым не просто необходим, но он дает наибольшие результаты.
Наш центр является структурным подразделением монастыря, имеет благословение Святейшего Патриарха Кирилла на свою деятельность. Пользуясь случаем, я хочу сказать слова благодарности владыке Пантелеимону (Шатову), который благословил наше начинание, отцу Михаилу Потокину, который неуклонно поддерживает нашу деятельность, а также руководителям движения братств трезвости - Валерию Константиновичу Доронкину и отцу диакону Иоанну Клименко, с которыми мы поддерживаем многолетнее плодотворное сотрудничество.
На данный момент у нашего центра открыто два направления работы:
- научно-богословское направление, которое отражено в наших публикациях и книгах, в выступлениях на Международных Рождественских чтениях и другое.
- духовно-просветительское и образовательное направление. Мы предлагаем семинары для приходов, а также два курса - “Основы христианской аддиктологии” и “Служение церковно-приходского консультанта по зависимостям”.
Скажу буквально несколько слов о каждом из направлений.
В рамках научной работы нам удалось создать теоретическую базу христианской аддиктологии. В частности, анализируя западную профильную литературу, мы смогли распознать тенденцию, которая в известном смысле повторяет то напряжение, какое мы видим в актуальных общественно-политических дискуссиях.
Дело в том, что в последние годы на Западе произошел настоящий раскол аддиктологии. У нас о нем, правда, мало кто знает. Суть его в следующем.
Часть научного сообщества продолжает придерживаться “классических установок”, близких к ценностям христианства, защищает идею пожизненной абстиненции (то есть полного воздержания от наркотика) как основы выздоровления, поддерживает традиционное понимание семьи и брака, предлагает духовно-религиозный путь реабилитации;
другая же часть с восторгом и увлечением разрушает старый фундамент и пытается создать и навязать всем нам новые нормы - отказ от абстиненции (воздержания), от традиционного понимания пола, от духовно-религиозных, скажем точнее, христианских корней реабилитации. В рамках этой новой аддиктологии продвигаются идеалы ЛГБТ, педалируется философия мягкой наркотизации человечества (к этому тренду можно отнести легализацию марихуаны), продвигается политика «снижения вреда». Эта политика воплощается, в частности, в ужасной практике заместительной терапии, когда государство легально снабжает больных людей дозой наркотика.
Мы как христианские аддиктологи всемерно поддерживаем классическую аддиктологию и ее адептов как у нас, так и на Западе, и выступаем против новой аддиктологии, которая постепенно разлагает и уничтожает саму идею трезвости как духовного идеала и жизненной практики. Фактически, приходится констатировать, что эта новая практика является антихристианской, она, на самом деле, далека от идеи помощи страдающей личности.
Отметим, что и в среде 12-шаговых сообществ по всему миру идут напряженные споры по всем ключевым вопросам. К чести этих сообществ в России скажем, что все российские объединения (за исключением некоторых маргинальных групп) единодушно отказались от предлагаемых им вредных “инноваций”, не приняли новые версии базовых текстов, отказались от пропаганды нетрадиционных отношений и во главу угла поставили те идеалы, которые были выстраданы основателями движения - христианами разных деноминаций.
Об этом важно знать сегодня, когда по известным причинам наше общество очень поляризовано. Необходимо хорошо понимать, что российские 12-шаговые сообщества целиком и полностью поддержали курс на здоровое христианское понимание трезвости, семьи, религии. И наша задача продолжать поддерживать и укреплять все самое здоровое и сильное в этом общественном начинании.
***
Второе направление нашей работы можно представить проектом курса для приходского консультанта. Многие люди, нашедшие трезвость в группах взаимопомощи, ставшие православными христианами, готовы помогать другим страдающим. Но им необходимо пройти соответствующую подготовку. Наш курс нацелен именно на это. Мы не готовим профессиональных консультантов. Наш консультант - тот, кто сможет оказать первичную консультационную помощь, выслушать, поддержать, вдохновить.
Вне всякого сомнения, современный священник нуждается в подготовленных мирянах, способных взять на себя те или иные социальные и миссионерские служения. Именно с этой целью мы и запустили курс “Служение церковно-приходского консультанта по зависимостям”. Наш курс постоянно совершенствуется. Мы привлекаем ведущих специалистов для того, чтобы осветить различные виды зависимого поведения и мышления. В ближайшем будущем мы намерены добавить модули по работе с суицидом и ПТСР.
В курсе главный акцент делается на принципе единства – мы рассказываем обо всех видах помощи зависимым, которые реализованы в нашей Церкви. Наши студенты в обязательном порядке посещают братства трезвости, семейные клубы трезвости, группы взаимопомощи по 12 шагам, в планах - посещение самых эффективных церковных реабилитационных центров с целью изучения их опыта.
Главная задача приходского консультанта - компетентное делегирование своего подопечного в «надежные руки» - на достойную реабилитацию, к наркологу, в братство трезвости, в семейные клубы трезвости или на группу взаимопомощи по 12 Шагам.
За два года мы обучили более 50 человек. Среди наших студентов есть и священнослужители. И мы видим, с каким воодушевлением выпускники отзываются о полученных знаниях и навыках. Одно то, что люди из 12-шаговых содружеств начинают всерьез знакомиться с опытом братств и обществ трезвости, мы считаем большим достижением. Некоторые из студентов уже несут свое служение консультанта, и священники с благодарностью отзываются об их деятельности.
Спасибо за внимание!